Четверг, 23.01.2025, 01:19
Сайт Побожьева Сергея
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
Сегодня
Главная » Статьи » Мои статьи

Информационная карта педагогического инновационного опыта

Информационная карта инновационного опыта

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Побожьев Сергей Константинович

МОУ «Лицей» Ельниковского муниципального района

Учитель

информатики

24 года

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

 

«Развитие познавательных процессов и познавательной активности учащихся на основе технологии проектной деятельности на уроках информатики».

1.Актуальность и перспективность опыта.

 

   

«Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «Почему?»

С. Маршак

 

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой активности, навыков самостоятельного движения в информационном поле, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

Приоритетной, на мой взгляд, целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Ученики сегодня другие и роль учителя должна быть другой. Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивируя интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Основой метода проектов является идея о том, что учебно-познавательная деятельность ребёнка должна подкрепляться результатом, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Результатом такой деятельности является создание как внешнего продукта (презентации, текстового файла с докладом, графиками, диаграммами), так и внутреннего — опыта учащегося, включающего в себя знания, умения, компетенции как высший уровень умений и, наконец, осмысленные и осознанные ценности.

В условиях внедрения ФГОС второго поколения, на современном этапе развития информационного общества ценность знания самого по себе как цели образования утрачена. Знание становится не целью, а средством осуществления деятельности или освоения ее новых видов. Сегодня уделяется особое  внимание  компетентностному подходу в образовании. 

Образование для устойчивого развития – это изменение подхода к самой сути образования. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.

Проектная деятельность может научить детей умению:

·         увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

·         поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;

·         оценить имеющиеся ресурсы, распределить их;

·         добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;

·         планировать свою работу;
выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;

·         увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Кроме того, проектная деятельность способствует:

·         развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;

·         решению профориентационных задач.

 

2.Условия формирования опыта

 

 

В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:

·    развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

·    формирование высокого уровня правовой культуры;

·    развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;

·    толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы

Основными конструктами теории проектного обучения являются понятия "проект" и "проектная деятельность". Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения. Деятельность по выполнению проектов называется проектной. Выполнение проектов осуществляется в три этапа: подготовительный (исследовательский), технологический и заключительный. Выполняемые проекты обсуждаются и защищаются.                   

3.Наличие теоретической базы опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идеи метода проектов восходят к ряду идей начала XX века. Первоначально этот метод называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в образовании, разработанными американскими педагогами Дж. Дьюи и В.Х. Килпатриком.

Благодаря эвристическому методу обучения в 20-е годы проектное обучение стало развиваться на принципах педагогики личности в соответствии идеям свободного воспитания М. Монтессори, педологии П.П. Блонского, концепции развивающего обучения Л.С..

В начале XX века проектное обучение подключило открытое Дж. Дьюи понятие информационного ресурса в качестве архива человеческих знаний.

Современная педагогика разных стран дает разнообразнейшие примеры проектно-компьютерного обучения, иллюстрирующие дидактическую глубину и продуктивность его применения для достижения многих образовательных целей.

Специфика отечественного опыта проектно-компьютерного обучения связана с тем, что сам по себе процесс информатизации, проходит в нашей стране по сценарию, отличному от западного. Этот процесс начался в 1987-1988 гг. с выполнения работ по компьютеризации школы.

Теоретической основой опыта являются философские и психолого-педагогические основы теории деятельности (К.А.Абдульханова-Славская, Г.Б.Батищев, А.Н.Леонтьев, Т.И.Щукина, и др.), теории развития личности (Б.Г.Ананьев, Рубинштейн и др.), теории творческой учебно-познавательной деятельности (Б.Г.Ананьев, В.А.Беликов, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.П.Тряпицына и др.); теории формирования умений (А.В.Усова).

 

1.Образовательные стандарты для основной и средней школы по информатике.

2.Примерная программа курса информатики средней школы. «Дрофа», Москва, 2001 год.

3.Учебники для общеобразовательных учреждений:

  • Информатика и ИКТ. Учебник для 7 класса. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 год.
  • Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015 год.
  • Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год.
  • Информатика и ИКТ. Профильный уровень Комплект учебников для 10-11 классов. И.Г. Семакин, Е.К. Хенер, Л.В. Шестакова БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012 год.
  • Информатика. Углубленный уровень Комплект учебников для 10-11 классов К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин., БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015 г.
  • Информатика 10-11 классы Практикум Профильный уровень. Н.И. Гданьский, А.В. Карпов

4.Электронное сопровождение:

  • Методическая копилка. Сайт для учителей информатики.
  • Сеть творческих учителей информатики
  • Информатика. 10 класс Электронное приложение, Издательство «1С: Образование»
  • Информатика. 11 класс Электронное приложение, Издательство «1С: Образование».

5. Используемые педагогические технологии:

  • Метод проектов.
  • В.В.Фирсов. «Уровневая дифференциация при обучении».
  • Барыкова Н.А. «Метод проектов в преподавании информатики в системе общего среднего образования» /Ресурсы Интернета
  • Горлицкая С.И. «О методе проектов»/ Ресурсы Интернета.

4.Технология опыта

В своей работе я отдаю предпочтение методу проектов, так как он обеспечивает следующие преимущества:

– выполнение проекта обусловлено созданием мотивационной среды,  в которой декларируются и закрепляются такие категории, как познавательная активность, положительное отношение к труду, сотрудничество и т.д.;

– задачи обучения в условиях проектной деятельности аналогичны или превосходят по своему уровню учебные задачи, выдвигаемые в рамках других методов;

– учащиеся ощущают большую ответственность за результаты своей учебной деятельности, чем во время обычных школьных занятий;

– возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, поиск ответов, работа в коллективе, деловое общение.

Для учащихся, с которыми мы начали активную работу, введение модели обучения на основе проектного подхода означал переход:

– от выполнения директивных указаний учителя к осуществлению самостоятельной деятельности;

– от простого прослушивания учебного материала и реагирования на услышанное к взаимодействию и принятию на себя ответственности за свои действия;

– от простого заучивания фактов к пониманию сущности изучаемых явлений и процессов;

– от теории к практике;

– от зависимости от учителя к самостоятельности.

Для меня как учителя, данный метод также дал дополнительные преимущества для совершенствования своего профессионального роста и уровня, развивая сотрудничество с коллегами.

Системное использование проектной деятельности обеспечивает постоянное активное применение новых знаний и наполняет учебный процесс личностным смыслом. В этом случае процесс освоения новых знаний превращается в увлекательную исследовательскую деятельность, в которой учащийся отвечает на вопрос, поставленный им самим. Основанием для такой системы задач и упражнений может быть познавательный цикл:

ФАКТЫ -> ПРОБЛЕМА -> ГИПОТЕЗА -> МОДЕЛЬ -> ЭКСПЕРИМЕНТ->РЕЗУЛЬТАТ

 

ПРИМЕР: Рассмотрим работу познавательного цикла на примере одной межпредметной проектной задачи.

- учащимся предлагается факт аварии на промышленном предприятии.  В результате, которого происходит выброс вредных веществ в водоем.

- Ставится проблема: Каким будет уровень концентрации вредных веществ через определенное время?

- Генерируем гипотезы для решения проблемы.

- На основе выдвинутых гипотез строим модель решения проблемы.

- Проводим эксперимент, используя имеющиеся знания по химии и информатике.

- В результате получаем график изменения концентрации вредных веществ в водоеме, который анализируем, представляем выводы.

 

Сам алгоритм имеет следующую структуру:

(Возможна дискуссия с аудиторией)

  1. Объявляется тема раздела.
  2. Постановка проблемы: Какой проект может быть создан в рамках изучаемой темы? Типы и количество проектов в курсе определяется спецификой изучаемой темы: краткосрочные – до одного урока и долгосрочные -  от недели до четверти. Например:
  3. Выбор вариантов темы проектов учащимися на основе свободного выбора. Комплектование проектных групп.
  4. Объяснение нового материала или самостоятельное добывание новых знаний.
  5. Постановка проблемы: Как могут быть использованы при выполнении вашего проекта новые, полученные на уроке знания? Беседа.

В ходе беседы:

  • повышается мотивация,
  • формируется запрос на новые знания,
  • происходит индивидуализация применения полученных знаний при  выполнении проекта каждым в соответствии с распределением ролей в группе.
  1. Мозговой штурм (на данном или следующем уроке)
  2. Организация деятельности учащихся в соответствии с теорией жизненного цикла проекта.
  3. Отслеживание формирования результатов. В первую очередь формирования универсальных учебных действий.

Нельзя не согласиться, что при защите проекта учащийся демонстрирует свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и (или) видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Важное место при обучении учащихся методу проектов как способу учебной деятельности, занимает оценка результатов. Прежде всего, оценке подлежит так называемый «продукт» проекта.

     Используются следующие критерии оценивания проекта:

- самостоятельное приобретение знаний и решение проблем;

-  знание предмета;

- регулятивные действия;

-  коммуникативные действия.

Данные критерии соотносятся с универсальными учебными действиями, формирование которых являетcя одним из главных требований государственного образовательного стандарта.

        Кроме этого проектные умения дифференцируются по уровням сложности – базовый и повышенный. Описание уровней сформированности навыков проектной деятельности представлены в приложении. В качестве экспертов вместе с  учителем могут выступать одноклассники, и даже сами проектанты.

       Проект выполнен на базовом уровне при условии, что:

   - такая оценка выставлена по каждому из предъявляемых критериев;

   - продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;

  - даны ответы на вопросы.

Проект выполнен на повышенном уровне, если такая оценка выставлена по каждому из трех предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений:

- способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем;

-  сформированности регулятивных действий;

-  сформированности коммуникативных действий.

Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне.

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьной программы, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты. Кстати, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта. Мой опыт убеждает, что, постоянно выполняя учебные проекты, учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными персональными проектами в рамках различных конкурсов. 

Пример тем в каждом классе для реализации проектной деятельности:

8класс. Тема «Аппаратное обеспечение компьютера». Ребята создают групповые проекты на  темы «Устройства ввода, вывода, обработки и хранения информации».

9класс. Тема «Кодирование информации. Обработка мультимедийной информации». Учащиеся 9 класса создают клипы в программе WindowsMovieMaker. Темы выбираются самостоятельно (не учебные). Готовятся аннотации проектов. Защита и коллективное оценивание по критериям, разработанным совместно с учащимися.

10класс. Темы «Устройство компьютера», «Алгоритмизация и программирование», Проекты групповые. В группе производится распределение ролей. Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с требованиями в вузе.

11класс. Тема «Моделирование и формализация»,

Тема «Создание Web-страницы». Индивидуальные проекты объединяются в общий проект «Наш любимый дружный класс». Каждый учащийся  готовит информацию в виде Web-страницы о своем однокласснике, внося вклад в общее дело. Проект имеет практическую значимость, т. к. он может быть использован на празднике Последнего звонка и выпускном вечере…

5.Анализ результативности опыта.

 

Важной составляющей в работе  учителя является индивидуальная работа, в частности  сопровождение учебно-исследовательской деятельности учащихся, подготовка к олимпиадам и творческим конкурсам. В период с 2013-2016г.г.  учащиеся лицея успешно  представляли свои проектные работы на мероприятиях различного уровня.

В 2013г. Горбунов М. стал призером регионального этапа  Московского международного форума «Одаренные дети - 2013» в номинации «Компьютерный мир».

Абдрахманов Е. победитель   IV республиканской научно-практической конференции исследовательских работ учащихся  «Физика: фундаментальные законы и современные тенденции развития» в номинации «Великие имена. Великие открытия», 2013г.

 Плаксин И.  был победителем Республиканской научно-практической конференции школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края» в номинации «Мой компьютерный мир» в 2013г, 2014г..

В 2014 гБеляева М. – победитель регионального этапа «Одаренные дети-2014»,

В 2016 г. Плаксин Д. – призер регионального этапа «Одаренные дети-2016».

Еремеев А. призер республиканской олимпиады Мордовского гуманитарного института и АУ «Технопарк-Мордовия»  по информатике среди обучающихся общеобразовательных и средних специальных образовательных  организаций, 2016г.

 

6.Трудоемкость опыта

 

При использовании проектного метода передо мной встали следующие задачи:

– выбор мотивационных приемов  с целью создания мотивационной среды;

– выбор подходящих учебных ситуаций, способствующих разработке хороших проектов;

– преобразование процесса структурирования проектных задач, разрабатываемых учащимися, в еще одну возможность для их обучения;

– сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов;

– управление процессом обучения;

Использование метода проектов в нашем лицее, позволяет реализовывать программу республиканской экспериментальной площадки по теме «Создание системы организационно-педагогических условий, необходимых для формирования у лицеистов информационной картины  мира».

Таким образом: Для всех участников образовательного процесса  проектная деятельность служит формированию интерактивной компетенции. Можно выделить  определенные стратегии для учащихся и учителей, т.е. пути  от цели проекта до полученного результата (продукта проекта).

Для учащихся – это:

  • Стратегии автономного обретения знаний.
  • Стратегии автономного самоконтроля знаний.
  • Стратегии учебного взаимодействия (с учителем, учащимися, проектной командой).

А учителю это позволяет освоить:

  • Стратегии взаимодействия с учащимися.
  • Стратегии возможностей автономного учения.
  • Стратегии обучения в «зоне ближайшего развития учащихся»

 

– оправданное использование средств информационно-коммуникационных технологий;

– выбор адекватного способа оценки знаний и умений учащихся, проявленных в ходе выполнения творческих проектов (поскольку именно творческая составляющая сложнее всего формализуется для применения традиционных средств оценивания).

 

 

7.Адресность опыта

За  15 лет практики использования проектов сложился алгоритм использования проектной технологии  при изучении школьного курса. Считаю, что данный алгоритм имеет определенную универсальность, т.е. им может воспользоваться любой учитель  - предметник.

 

Данный опыт был представлен на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года-2012»

         

8. Наглядное приложение

Видеозапись открытого урока в 9 классе по теме «Создание коллажа в графическом редакторе GIMP».

       Адрес сайта http://elnlicey.ucoz.ru/index/pobozhev_sergej_konstantinovich/0-108 или

                              https://www.youtube.com/watch?v=aHfXXXo5F6k

Категория: Мои статьи | Добавил: pobozhevsk (14.11.2016)
Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Полезные ссылки
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов
Российский общеобразовательный портал
Образовательные ресурсы сети интернет
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ
Российское образование. Федеральный портал
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Российский совет олимпиад школьников
Образовательный портал РМ
Я был здесь
Copyright MyCorp © 2025Сайт создан в системе uCoz