В своей работе я отдаю предпочтение методу проектов, так как он обеспечивает следующие преимущества:
– выполнение проекта обусловлено созданием мотивационной среды, в которой декларируются и закрепляются такие категории, как познавательная активность, положительное отношение к труду, сотрудничество и т.д.;
– задачи обучения в условиях проектной деятельности аналогичны или превосходят по своему уровню учебные задачи, выдвигаемые в рамках других методов;
– учащиеся ощущают большую ответственность за результаты своей учебной деятельности, чем во время обычных школьных занятий;
– возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, поиск ответов, работа в коллективе, деловое общение.
Для учащихся, с которыми мы начали активную работу, введение модели обучения на основе проектного подхода означал переход:
– от выполнения директивных указаний учителя к осуществлению самостоятельной деятельности;
– от простого прослушивания учебного материала и реагирования на услышанное к взаимодействию и принятию на себя ответственности за свои действия;
– от простого заучивания фактов к пониманию сущности изучаемых явлений и процессов;
– от теории к практике;
– от зависимости от учителя к самостоятельности.
Для меня как учителя, данный метод также дал дополнительные преимущества для совершенствования своего профессионального роста и уровня, развивая сотрудничество с коллегами.
Системное использование проектной деятельности обеспечивает постоянное активное применение новых знаний и наполняет учебный процесс личностным смыслом. В этом случае процесс освоения новых знаний превращается в увлекательную исследовательскую деятельность, в которой учащийся отвечает на вопрос, поставленный им самим. Основанием для такой системы задач и упражнений может быть познавательный цикл:
ФАКТЫ -> ПРОБЛЕМА -> ГИПОТЕЗА -> МОДЕЛЬ -> ЭКСПЕРИМЕНТ->РЕЗУЛЬТАТ
ПРИМЕР: Рассмотрим работу познавательного цикла на примере одной межпредметной проектной задачи.
- учащимся предлагается факт аварии на промышленном предприятии. В результате, которого происходит выброс вредных веществ в водоем.
- Ставится проблема: Каким будет уровень концентрации вредных веществ через определенное время?
- Генерируем гипотезы для решения проблемы.
- На основе выдвинутых гипотез строим модель решения проблемы.
- Проводим эксперимент, используя имеющиеся знания по химии и информатике.
- В результате получаем график изменения концентрации вредных веществ в водоеме, который анализируем, представляем выводы.
Сам алгоритм имеет следующую структуру:
(Возможна дискуссия с аудиторией)
- Объявляется тема раздела.
- Постановка проблемы: Какой проект может быть создан в рамках изучаемой темы? Типы и количество проектов в курсе определяется спецификой изучаемой темы: краткосрочные – до одного урока и долгосрочные - от недели до четверти. Например:
- Выбор вариантов темы проектов учащимися на основе свободного выбора. Комплектование проектных групп.
- Объяснение нового материала или самостоятельное добывание новых знаний.
- Постановка проблемы: Как могут быть использованы при выполнении вашего проекта новые, полученные на уроке знания? Беседа.
В ходе беседы:
- повышается мотивация,
- формируется запрос на новые знания,
- происходит индивидуализация применения полученных знаний при выполнении проекта каждым в соответствии с распределением ролей в группе.
- Мозговой штурм (на данном или следующем уроке)
- Организация деятельности учащихся в соответствии с теорией жизненного цикла проекта.
- Отслеживание формирования результатов. В первую очередь формирования универсальных учебных действий.
Нельзя не согласиться, что при защите проекта учащийся демонстрирует свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и (или) видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Важное место при обучении учащихся методу проектов как способу учебной деятельности, занимает оценка результатов. Прежде всего, оценке подлежит так называемый «продукт» проекта.
Используются следующие критерии оценивания проекта:
- самостоятельное приобретение знаний и решение проблем;
- знание предмета;
- регулятивные действия;
- коммуникативные действия.
Данные критерии соотносятся с универсальными учебными действиями, формирование которых являетcя одним из главных требований государственного образовательного стандарта.
Кроме этого проектные умения дифференцируются по уровням сложности – базовый и повышенный. Описание уровней сформированности навыков проектной деятельности представлены в приложении. В качестве экспертов вместе с учителем могут выступать одноклассники, и даже сами проектанты.
Проект выполнен на базовом уровне при условии, что:
- такая оценка выставлена по каждому из предъявляемых критериев;
- продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;
- даны ответы на вопросы.
Проект выполнен на повышенном уровне, если такая оценка выставлена по каждому из трех предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений:
- способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем;
- сформированности регулятивных действий;
- сформированности коммуникативных действий.
Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне.
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьной программы, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты. Кстати, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта. Мой опыт убеждает, что, постоянно выполняя учебные проекты, учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными персональными проектами в рамках различных конкурсов.
Пример тем в каждом классе для реализации проектной деятельности:
8класс. Тема «Аппаратное обеспечение компьютера». Ребята создают групповые проекты на темы «Устройства ввода, вывода, обработки и хранения информации».
9класс. Тема «Кодирование информации. Обработка мультимедийной информации». Учащиеся 9 класса создают клипы в программе WindowsMovieMaker. Темы выбираются самостоятельно (не учебные). Готовятся аннотации проектов. Защита и коллективное оценивание по критериям, разработанным совместно с учащимися.
10класс. Темы «Устройство компьютера», «Алгоритмизация и программирование», Проекты групповые. В группе производится распределение ролей. Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с требованиями в вузе.
11класс. Тема «Моделирование и формализация»,
Тема «Создание Web-страницы». Индивидуальные проекты объединяются в общий проект «Наш любимый дружный класс». Каждый учащийся готовит информацию в виде Web-страницы о своем однокласснике, внося вклад в общее дело. Проект имеет практическую значимость, т. к. он может быть использован на празднике Последнего звонка и выпускном вечере…
|